8 родов агинских бурят

Празднование Сагаалгана в Чите пройдет сразу на трех площадках

14 февраля в Министерстве культуры Забайкальского края состоялась пресс-конференция, посвященная организации празднования Нового года по восточному календарю.

С журналистами встретились министр культуры региона Елена Михайлова, ее заместитель Алексей Бочкарников и лауреат премии Правительства РФ в области культуры и искусства, Заслуженный работник культуры РФ, главный режиссёр театрализованного концерта «Здравствуй, Белый месяц – «Сагаалган!» в краевом драматическом театре Дулмажаб Жамсоева.

Спикеры рассказали о главных мероприятиях празднования в Чите, которое начнется 17 февраля и станет одним из самых массовых за последние несколько лет.

«В этом году празднование пройдет в новом формате – оно развернется сразу на трех площадках города», - отметила министр культуры Елена Михайлова.

«Там установят 4 настоящие юрты, их привезут из Дульдурги, Агинского и Могойтуя. В 12.00 начнется самое интересное. Забайкальцы смогут увидеть фрагмент мистерии Цам, поучаствуют в традиционных играх бурят – посоревнуются в перетягивании жерди, разбивании кости. В финале уличного мероприятия – Гранд-Ёхор, присоединиться к которому смогут все желающие», - рассказал Алексей Бочкарников.

После этого главным местом действия станет Забайкальская краевая филармония. В 14.00 в фойе учреждения начнет работать выставка картин бурятских художников, ярмарка-продажа сувенирной продукции, изделий народных художественных промыслов, книг на бурятском языке, праздничных блюд национальной кухни. В это же время гости филармонии смогут поучаствовать в национальных играх и забавах, в мастер-классах по изготовлению бурятских сувениров, буряад-монгольской каллиграфии и других.

В 14.30 в филармонии начнется большой бесплатный конц

Источник

Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв.:Истоки и инновации тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук Гомбожапов, Арсалан Гармазадиевич

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гомбожапов, Арсалан Гармазадиевич

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв.:Истоки и инновации"

Актуальность. Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его культуры. Существуя на протяжении долгого времени и меняясь под воздействием различных факторов, семейно-родовые обряды сочетают в себе традиции (« комплекс культурных парадигм » [Лурье, 1997. С.42]) и инновации.

Изучение традиционной семейно-родовой обрядности с учетом инноваций позволяет установить наиболее стабильные, неизменные свойства и варьируемые уровни ритуальной культуры данного этноса.

В культуре бурят традиционные верования и обряды, возникли в глубокой древности, сосуществуют с буддийскими обрядами. Буряты после принятия буддизма не перестали совершать свои исконные обряды. На этом фоне изучение традиционной семейно-родовой обрядности становится очень важным.

Особый интерес представляет данный обрядовый пласт у агинских бурят. Эта группа еще в начале XIX в. отделилась от основной части этноса. Агинские буряты, живя компактно, в изоляции от других групп бурят, несмотря на распространение буддизма, все же сохранили в основном традиционные верования и многие связанные с ними обычаи, обряды и праздники.

До недавнего времени считалось, что шаманизм среди агинских бурят имеет место только в виде отдельных культов. Это связано с тем, что к 1930-м годам, когда пе

Источник

Акция "Священная гора Хашхай". Все знают, что там есть беседка, на ней сильно прохудился шифер. В этом сакральном месте путники, а иногда и молодожены оставляют свои подношения, вяжут ленточки. Заменить кровлю хотели еще в феврале месяце, но тогда стояли сильные морозы и мы отложили это до теплых времен. Сегодняшний день был очень теплым и солнечным. Собрав команду единомышленников приехали на место. С нами был местный шаман, который сделал обряд. На демонтаж и замену кровли ушло не более часа. Спасибо всем кто помогал в этом благом деле. Низкий поклон и всех благ Вам! Благодарим "Комплексный центр социального обслуживания населения Нукутского района" за предоставленную машину.

Погрузитесь в атмосферу настоящего монгольского рэпа! Рэперы Монголии и Бурятии посвящают эту песню всем монголам мира. Съемки рэп-клипа прошли в Монголии, Калмыкии, Бурятии и во Внутренней Монголии. Ойраты, халхы, бурят, убур-монголы, калмыки, тувинцы, хазара-монголы и дээд монголы!... Все монголы... объединяйтесь! И Тэнгэр благословит вас! https://youtu.be/eCKAE2SOPi4

Мөнх Тэнгэрийн хүчин дор Их Монгол Улсын Далай хаан зарлиг ил болга иргэн дор хүрвээс биширтүгэй, аюутугай! Майдар Сосорбарам

Один из ярких образцов исторического фольклора бурят - песни военных вождей. Считается, что Дэгдэхэй-мэргэн сложил эту песню о себе в зените своей славы. Песня мэргэна Дэгдэхэя, бурятского предводителя в бою и на облаве, содержит мотивы совместных военных и охотничьих предприятий племен хонгодор и шошолок. Дэгдэхэй-мэргэн широко известен в преданиях, и является, скорее всего, реальным историческим лицом, жившим в 16 веке. Песня приписывается самому бурятскому вождю, в народе считается, что он

Сагаан hараар, Сагаалганаар! Сарюун дорюун убгэд, хугшэд! Сасуу олон уеын нухэд! Сагаалганай амар мэндэ! Сагаалганай амар мэндэ! Жэл бухэндэ жэгдэ амгалан, Он бури омог дорюун, Олон

Источник

Бурятский костюм - это часть традиционной культуры народа. В нем нашли отражение религиозно-магические, этические и эстетические представления, уровень духовной и материальной культуры, взаимосвязи и контакты с другими национальными культурами.

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва, зимний - дэгэл и летний на тонком подкладе - тэрлиг. Для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было важным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины. Края дэгэла обшивали плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы -хлопчатобумажной, нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей. Халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Воротник халата чаще всего делали в форме стойки, по краям его окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя.

Основное украшение халата находилось на его грудной части верхней полы (энгэр). Для дэгэлов агинских бурят был характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат - плодородная почва, питающая все живое на земле, нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное.

Источник

Хори-буряты

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2017; проверки требуют 18 правок.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июня 2017; проверки требуют 18 правок.

. Расселены в основном в восточной части этнической Бурятии. Говорят на хоринском наречии бурятского языка, который лёг в основу современного бурятского литературного языка.

Большинство исследователей этногенеза хори-бурят считают, что они произошли от средневековых хори-туматов. После создания Монгольской империи упоминание о хори-туматах прекращается вплоть до появления русских в Прибайкалье в XVII веке. В начале XVIII века впервые упоминаются одиннадцать родов хоринцев: бур. галзууд, хуасай, хүбдүүд, гушад, шарайд, харгана, худай, бодонгууд, хальбан, сагаангууд и батанай

Включают в свой состав агинских бурят, сохранивших общие особенности языка и культуры, но выделившихся административно от остальных хори-бурят путём создания собственной степной думы в начале XIX века.

Содержание

(Меткий стрелок, обладающий хоринцами; в бурятских летописях также Хоридой). В родословной Чингисхана прослеживается линия, связанная с этнонимом хори: Алан-гоа (супруга Добу-Мэргэна ) происходила из народа хори-туматов .

Роды со схожими названиями одиннадцати родов хори-бурят встречаются среди баргутов, селенгинских бурят, баргузинских бурят, иркутских бурят и ойратов. Предполагается, что жители хоринских сёл ( Хоринский наслег ) в Якутии имеют единое происхождение с хори-бурятами.

откуда вылазят дети при родах википедия
Зарождение ребенка – это почти чудо, но, разумеется, имеющее своё объяснение. Откуда берутся дети, картинки и описание этого удивительного процесса приведены в этой статье.

Откуда берутся дети, деление клетки

Таким образом, данный этноним восходит к значительной древности до разделения монголов — сыновей Алан-гоа — на 5 племён и предполагает как близкое родство с монголами, так и значительный тюркский элемент (в

Источник

Лексика национальной одежды у агинских бурят тема диссертации и автореферата по ВАК 10.02.16, кандидат филологических наук Базарова, Цымжит Бадмажаповна

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Базарова, Цымжит Бадмажаповна

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Лексика национальной одежды у агинских бурят"

В последнее время возрастает интерес бурятского народа к своей истории, родному языку, традициям и обычаям. История любого языка, в частности бурятского, неразрывно связана с историей народа, с его духовной и материальной культурой. Словарный состав бурятского языка может служить ценным источником для выявления древних этногенетических, культурных, экономических и языковых связей. Одной из основных направлений современного языкознания является изучение языка в его отношении к культуре, взаимодействие лингвистических, этнокультурных факторов в функционировании и эволюции языка. Известно, что язык любого народа всегда реагирует на изменения, происходящие в общественном развитии, истории, духовной и материальной культуре данного народа. В связи с этим исследования по бурятской диалектологии дают возможность выяснить истоки материальной культуры, этнические процессы, экономические и культурные контакты с другими народами. Лексику материальной культуры нельзя рассматривать в отрыве от материальной культуры самого народа и его истории.

геморрой после родов ничего не помогает
Радостное ожидание малыша зачастую сопровождается таким неприятным явлением, как геморрой. Говоря о группах риска, наиболее подверженных этому заболеванию, врачи однозначно относят к ним тех людей, которые занимаетс

Агинские буряты в основном проживают в Агинском Бурятском округе, т.е. на самой восточной окраине обитания своего этноса. Еще в 19-м веке учитель У-Ц.Онгодов отмечал, что земли Агинского ведомства представляют собой форму суши Америки в миниатюре. Агинская степь, расположенная в южной части Восточного Забайкалья, представляет собой северную окраину степей и пустынь Центральной Азии. Известный ученый-монголовед Ц.Б.Цыдендамбаев полагал, что слово-название Ara, обозначающее обшир

Источник

автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX - XX вв."

Работа выполнена в секторе этнографии народов Сибири Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Защита состоится 16 июня 2003 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д.003.006.01. при Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 630090, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17.

Актуальность. Традшэдонные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его культуры. Существуя на протяжении долгого времени и меняясь под воздействием различных факторов, семейно-родовые обряды сочетают в себе традиции и инновации.

Изучение традиционной семейно-родовой обрядности с учетом инноваций позволяет установить наиболее стабильные, неизменные свойства и варьируемые уровни ритуальной культуры данного этноса.

В культуре бурят традиционные верования и обряды возникли в глубокой древности, сосуществуют с буддийскими обрядами. Буряты после принятия буддизма не перестали совершать свои исконные обряды. На этом фоне изучение традиционной семейно-родовой обрядности становится очень важным.

Особый интерес представляет данный обрядовый пласт у агинских бурят. Эта группа еще в начале XIX в. отделилась от основной части этноса. Агинские буряты, живя компактно, в изоляции от других групп бурят, несмотря на распространение буддизма, все же сохранили в основном традиционные верования и многие связанные с ними обычаи, обряды и праздники.

До недавнего времени считалось, что шаманизм среди агинских бурят имеет место только в в

Источник